Купить билет
Включить музыку
Новости

Год в истории: 1913

В этом году компания-производитель органов и фортепиано «Aeolian» представила технологию «Duo-Art» — механическое пианино, на котором можно было как играть, так и воспроизводить уже готовую записанную на перфорированных лентах музыку.

На таких инструментах, как Welte-Mignon, Ampico, Duo-Art и др. записывались едва ли ни все пианисты современности. Естественно, это был на тот момент самый надёжный и качественный способ записи. Чаще всего такой механизм устанавливался в пианино таких марок, производимых Aeolian, как Weber, Steck, Wheelock и Stroud. В частности, он также был доступен в роялях Steinway по эксклюзивному соглашению. Рынок воспроизводящих фортепиано прекратил существование из-за Второй Мировой войны.

В послевоенные годы коллекционеры начали пытаться собирать и восстанавливать воспроизводящие фортепиано, но те уже представляли, скорее, музейный интерес, нежели практический - звукозапись на месте не стояла.

29 мая этого года в Париже на Елисейских полях состоялась премьера балета Игоря Стравинского «Весна священная». В основу замысла «Весны священной» лёг сон Стравинского, в котором он увидел древний ритуал — молодая девушка в окружении старцев танцует до изнеможения, чтобы пробудить весну, и погибает. Работал над музыкой Стравинский одновременно с Рерихом, который писал эскизы к декорациям и костюмам.

Во время премьеры балета, которая состоялась 29 мая в театре Елисейских полей, зрители пришли в такое негодование от музыки Стравинского, что освистали балет и не уделили должного внимания оригинальности и сложности хореографии на тему языческих обрядов.

В 1913 году, певец Юрий Морфесси записал на пластинку песню с весьма необычным названием “Маруся отравилась”. Но Морфесси был только одним из исполнителей популярного романса. Автор стихов неизвестен, а вот композитор Яков Пригожий долгое время работал пианистом в ресторане “Яр”, сочиняя мелодии к разным стихам и создавая свои бессмертные песни.

Популярность романса “Маруся отравилась” была огромной, романс звучал в исполнении популярных певцов С. П. Садовникова, Ю. С. Морфесси, Н. В. Дулькевич (Бабуриной), М. А. Эмской. Он был коронным номером в репертуаре московских шарманщиков. Песня рассказывает о самоубийстве фабричной работницы Маруси, о визитах подруг — отца — матери — возлюбленного, желавших навестить умирающую, и о ее смерти в больнице — несмотря на старания докторов и медсестер. В смерти своей она обвиняет возлюбленного («такого подлеца»), вина которого, однако, никак не обозначена. Еще позже родилась целая плеяда песен с похожим сюжетом, а также песен-пародий. Даже после революции песня вновь активно издавалась на пластинках в дореволюционной записи С. П. Садовникова.

#домвинтажноймузыки #фондкультурныхинициатив #гранткреативныхкоманд

16.01.2023