Купить билет
Включить музыку
Новости

ПЕРСИМФАНС

Первый полноценный симфонический оркестр без дирижера появился в начале ХХ века в Москве. Он назывался «Персимфанс», что расшифровывается как «Первый симфонический ансамбль».

В 1922 году знаменитый скрипач Лев Цейтлин создал «Персимфанс» со своими коллегами, которые составляли костяк профессуры Московской консерватории. «Персимфанс» существовал по принципу ансамблевости, то есть равноценного участия каждого музыканта в музыкальной жизни коллектива. Каждый оркестрант во время репетиции мог высказать свое мнение об исполнении того или иного произведения.

Участники «Персимфанса» ставили перед собой задачу познакомить с классической симфонической музыкой самую широкую аудиторию. Они были первым музыкальным коллективом, который исполнял Чайковского, Бетховена, Скрябина и других классиков в рабочих клубах, в заводских цехах и на открытых площадках в парках. Рассадка оркестрантов отличалась от привычной: на сцене музыканты садились кругом, чтобы видеть друг друга.

Многие композиторы доверяли «Персимфансу» премьерное исполнение своих сочинений. Например, Сергей Прокофьев вернулся из эмиграции в 1927 году именно по приглашению «Персимфанса», который впервые исполнил его сложнейшую «Скифскую сюиту».

Однако, при всей популярности «Персимфанса», масштабную поддержку на государственном уровне он так и не получил. Музыканты работали практически на чистом энтузиазме, собирались до начала утренних репетиций в оркестре Большого театра, где и трудилось большинство участников «Персимфанса». В конце 1920-х годов Филармония стала претендовать на выручку от концертов «Персимфанса» вне абонемента, а это был основной источник заработка оркестрантов. Вдобавок изменения в трудовом законодательстве привели к отмене выходного дня по понедельникам в театре — и «Персимфанс» фактически потерял единственный день, в который он мог давать концерты. Наконец, были смещены со своих должностей многие партийные деятели, которые поддерживали «Персимфанс» — народный комиссар просвещения Анатолий Луначарский, Лев Каменев и другие. В итоге музыканты поняли, что плохо играть они не хотят, а хорошо играть у них уже не получалось, так как возможности часто репетировать не было.

В 1932 году они приняли решение о расформировании «Персимфанса». И хотя идею этого оркестра подхватили многие коллективы не только в городах России, Петрограде и Воронеже, но и за рубежом — в Лейпциге, Нью-Йорке, успеха «Персимфанса» повторить так никто не смог.

05.10.2021