Купить билет
Включить музыку
Новости

Открытие Петроградской филармонии

Знаете ли вы, что в 1921 году Эмиль Купер с Государственным филармоническим оркестром исполнил на сцене Большого зала программу из произведений Чайковского. Этот день вошел в историю как день открытия Петроградской филармонии.

Эмиль Альбертович Купер (1877 - 1960) был фигурой чрезвычайно яркой в русской музыкальной культуре первой четверти 20 столетия. Первые годы работы Купера были связаны главным образом с оперной сценой, которой он не изменил до конца жизни. В 1900–1904 гг. он работал в Киевской опере.

Настоящий успех приходит к нему в Москве: в частной опере Зимина под его управлением в 1909 впервые прозвучал «Золотой петушок» Римского-Корсакова. Купера приглашают и в Русскую императорскую оперу - в Большой театр в Москве и Мариинский в Петербурге. 16 мая 1921 г. народным комиссаром просвещения Луначарским было подписано назначение Купера на должность директора Филармонии. Фактически Купер стал и главным дирижером, который проводил большинство филармонических концертов, и директором, отвечавшим за хозяйственную и финансовую часть.

Эмиль Купер проработал на этой должности три сезона, дав 123 симфонических концерта. Последний, с программой из произведений Вагнера, состоялся 14 апреля 1924 года. За год до этого – 13 апреля 1923 года на сцене Филармонии чествовали Купера по случаю 25-летия его дирижерской деятельности. После этого концерта Купер уезжает на длительные гастроли, и с октября 1923 года не числится более директором Филармонии, хотя и продолжает выступать здесь.

В своей автобиографической записке Купер уточняет: «С 5 июля 1923 г. я фактически не принимаю никакого участия в делах филармонии» Позднее Эмиль Купер становится художественным руководителем Рижской оперы, затем получает место дирижера в Чикаго. В 1932–1939 гг. продолжает гастролировать и в Европе. После войны Купер дирижирует в Метрополитен-опера в Нью-Йорке, где руководит американской премьерой оперы Бриттена «Питер Граймс» и постановкой новой редакции «Хованщины» Мусоргского. С 1950 дирижер работал в Монреале, где исполнил до того неизвестные в Канаде оперы Прокофьева и Менотти.

07.12.2020