Купить билет
Включить музыку
Новости

ПЕРВАЯ РУССКАЯ ФАБРИКА ГРАМПЛАСТИНОК

ПЕРВАЯ РУССКАЯ ФАБРИКА ГРАМПЛАСТИНОК

В начале нашего столетия русский граммофонный рынок оказался полностью монополизированным двумя крупными фирмами — «Интернациональ Зонофон» и «Граммофон». Иностранные звукотехники колесили по всей стране, записывая на пластинки самых модных исполнителей, будь то оперные и опереточные артисты, цыганские хоры или сомнительного качества куплетисты и шансонетки.

Первая попытка наладить выпуск отечественных пластинок относится к 1901 году, когда по предложению профессора И. П. Рапгофа была создана чисто русская фирма по записи и производству граммофонных пластинок. Необходимые денежные средства предоставили компаньоны П. Ф. Коровин и С. Н. Захаров, руководство всей технической частью было поручено инженеру-любителю электротехнику В. И. Ребикову. И вот, в Петербурге, на Фонтанке появилось здание фабрики новоорганизованного «Товарищества В. И. Ребикова и К°». Около двух лет велась интенсивная подготовка к выпуску пластинок и граммофонов.

Наконец, в начале 1903 года поступили в продажу граммофоны собственной конструкции В. И. Ребикова. Граммофоны имели вид мандолины, диск для пластинок был наклонным, а рупор для усиления звука — изогнутым. А во второй половине года появились и первые граммофонные пластинки. Прослушивать эти пластинки нужно было при скорости вращения 82— 90 оборотов в минуту специальными «притупленными» иглами и особой «закрытой» мембраной конструкции В. И. Ребикова.

Покупатели вначале довольно холодно встретили и новые граммофоны необычной формы, и новые иглы, пригодные для проигрывания только ребиковских пластинок. Однако дополнительные усовершенствования, внесенные В. И. Ребиковым в конструкцию своего граммофона, сделали его вполне конкурентоспособным. Что же касается граммофонных пластинок русской фирмы, то они сразу обратили на себя внимание изящным видом и сравнительно невысокой ценой, хотя качество записей было не вполне стабильным. В то время как лучшие образцы пластинок молодой фирмы неоднократно завоевывали золотые медали на различных выставках, в основной своей массе они не могли еще составить серьезной конкуренции опытным иностранным граммофонным компаниям.

В каталоге фирмы В. И. Ребикова можно увидеть пластинки с записями таких знаменитостей из Мариинского театра, как Л. М. Сибиряков, П. 3. Андреев, Ф. Г. Орешкевич, А. М. Брагин, М. Я. Будкевич, Н. С. Ермоленко-Южина, А. М. Лабинский и др.

В конце 1903 года фабрику посетил Федор Иванович Шаляпин. Он напел несколько популярных номеров из своего репертуара, однако установить, что именно тогда было записано, не удалось и по сей день, так как эти записи не только не были выпущены, но даже не вошли в каталог фирмы. По версии журнала «Граммофон и фонограф» причиной этого была слишком низкая розничная цена каждой пластинки, назначенная В. И. Ребиковым: он решил пустить пластинки в продажу не дороже 2,5 руб. за штуку. В то же самое время пластинки Ф. И. Шаляпина, записанные фирмой «Граммофон», продавались по цене 6 рублей. Можно по-разному отнестись к этой версии, но все же следует помнить, что в те времена запись на граммофонную пластинку рассматривалась артистами как средство дополнительного заработка. Поэтому нет ничего удивительного в том, что певец не согласился на выпуск удешевленных пластинок. Аналогичная история произошла и с записями на фабрике В. И. Ребикова знаменитой исполнительницы старинных романсов Анастасии Дмитриевны Вяльцевой.

Эти неудачи не могли не отразиться на коммерческих делах фирмы. Чтобы как- то поправить дела, фирма решила заинтересовать публику новинкой: при фабрике было открыто специальное ателье, где любой желающий мог за определенную плату записаться и получить обусловленное количество своих пластинок. Но это начинание не получило широкого распространения. Дела шли все хуже и хуже, и в конце 1904 года фабрика закрылась, успев выпустить на рынок всего около тысячи пластинок. Объясняя причину неудачи «Товарищества В. И. Ребикова и К°», журнал «Граммофон и фотография» писал: «Надо отдать справедливость этому дилетанту — некоторые его пластинки прямо-таки поразительны. Но свои эксперименты он, как дилетант, производил, совсем не занося в журнал все те видоизменения условий, при которых происходили те или иные записи. Записав идеально какой-нибудь номер, он не был в состоянии повторить подобную же запись. Жалко было смотреть на практическую неумелость этого, в общем, талантливого человека...»

И все же имя Василия Ивановича Ребикова занимает видное место в истории отечественной звукозаписи. Благодаря ему сохранились голоса таких видных драматических актеров, как К. А. Варламов, И. Г. Савина и др. Он пытался сделать пластинку дoступной более широким слоям общества. И не его вина, что коммерческие руководители фирмы привели ее к финансовому краху: все имущество фабрики — зданиe, оборудование, матрицы и запас сырья — пошло с молотка.

Пластинки В. И. Ребикова в настоящее время представляют большую редкость. Каталог «Товарищества В. И. Ребикова и К°», восстановленный по рекламной информации периодических изданий тех лет, содержит 1100 номеров. Далеко не под все из этих номеров были выпущены пластинки. Известно, как безжалостно браковал В. И. Ребиков уже готовые диски.

Так, например, по свидетельству журнала «Граммофон и фонограф» за февраль 1904 года, из первых четырехсот записанных пластинок на рынок были выпущены только около полутораста дисков. Этим и объясняются многочисленные пробелы в каталоге. Пластинки выпускались двух форматов: 20 и 25 см в диаметре. Все они были односторонние. Наименования записей и фамилии исполнителей печатались на обратной, гладкой стороне пластинки, специально для этого заклеенной бумагой. Датировка записи ребиковских пластинок производится так: номера от 1 по 550 относятся к 1903 году, остальные—к 1904 году.

А. И. ЖЕЛЕЗНЫЙ, инженер. Журнал "Мелодия" 1981, №3.

13.06.2020